Кабина/салон

В течение нескольких дней сотрудники нашей фирмы, которые изготавливали прототип нового самолета, работали исключительно с такими грубыми инструментами, как ножовка, напильники для дерева и пневматический пистолет. В результате им удалось создать модель кабины самолеты, которая имитирует салон новой модели самолета RV-10... или что-то в этом роде. Нам надо было посмотреть, как реально, в трехмерном пространстве будет выглядеть то, что так приятно выглядело на бумаге. И хотя методы компьютерного моделирования способны легко представить на экране соотношения элементов конструкции, причем можно произвести любые их модификации, это не позволит реально представить себе, что почувствует конкретный человек ростом под метр восемьдесят, которому придется влезать на место, если порог дверцы слишком высок, например, или сможет ли невысокий человек ухватиться за что-то, чтобы выбраться с задних мест, если нет соответствующей ручки.

 

Физическая модель также позволяла нам быстро и легко опробовать другие варианты конструкции. Всего за несколько секунд, с помощью дрели и нескольких шурупов, можно было передвинуть сидение ровно настолько, насколько нужно, чтобы колени пилота могли поместиться под приборной доской.

Один из самых важных сейчас вопросов по фюзеляжу RV-10 – система управления. Новые самолеты Lancair Columbia и Cirrus используют боковые ручки управления, которые позволяют легко попадать внутрь самолета, дают много места для ног и для того, чтобы «ерзать» на сидении, а также не загораживают приборную доску. А поскольку их используют и на высокотехнологичных самолетах, таких, как, например, F-16 или Airbus, то у них соответствующий внешний вид, то есть их можно назвать «современными», в рекламном материале сказать, что у них «привлекательная форма» и прочее.

 

Мы хотим быть не хуже других и выглядеть не менее привлекательно, чем остальные производители самолетов, однако система управления самолетом – это очень важный момент. Ее ничем нельзя продублировать. Она должна работать и выполнять свои функции всегда надежно. Чем она проще, тем легче она будет в изготовлении и тем лучше она будет работать. Ее нельзя «заставить» работать, если конструктор уперся на каком-то конкретном, придуманном им решении... В модели RV-10 мы предварительно планируем использовать дверцы типа «крыло чайки». Возникает, однако, проблема с тягами управления. Низкие порожки облегчают возможность для пассажиров войти в салон самолета с крыла, однако не остается достаточно места для монтажа тяг управления и качалок.

 

Мы также рассматривали вариант с обычными ручками управления между коленями пилота или с короткой ручкой управления на центральном приборном щитке, по типу модели Velocity или (для наших уважаемых австралийцев или новозеландцев) модели Victa Airtourer.

 

Ну вот, и, наконец, насчет использования сдвижного фонаря.

 

Мы в принципе отказались от сдвижного фонаря, поскольку считаем, что двери позволят гораздо легче попадать в салон самолета и выходить из него для большего числа пассажиров, которые в принципе будут пользоваться четырехместным самолетом (и пожалуйста, не будем говорить о «кабине» – теперь это у нас «салон»). Сдвижной фонарь может быть легче при проектировании и изготовлении, однако если принять во внимание размер фонаря, который должен будет накрывать четырехместный салон самолета, то его изготовление, а тем более достижение хорошей герметичности может оказаться для изготовителя серьезным испытанием. Как бы то ни было, в этой модели мы переходим к использованию дверей типа «крыло чайки».