Полет на запад. часть 6

В Ошкоше

среда, 31 июля

 

Авиашоу еще не началось, однако уже здесь собрались тысячи самолетов и людей. Самолеты стоят на летном поле на протяжении буквально нескольких километров, а обычные места для кемпинга заполнены тысячами палаток и фургонами всевозможных форм и размеров.

 

Места, где выставлены самолеты, заполнены таким большим количеством интересных экспонатов, что трудно разобраться, куда идти и что смотреть в первую очередь. Сегодня утром я взялся было помогать сотрудникам фирмы Van's Aircraft наладить их стенд, однако все закончилось тем, что я не столько работал, сколько делился своим опытом. Я уже встретил здесь такое количество интереснейших людей, что я практически исчерпал собственные возможности.

 

Поскольку мой самолет находится на стоянке сразу у главного входа на выставку, я, по-видимому, буду без конца говорить, когда я нахожусь около него. Большинство людей совершенно изумлены тем, что нам удалось, и их очень радует, что это первое в мире достижение такого рода было совершено на самолете, который самостоятельно собрал сам пилот.

 

Кингсфорд, разумеется, привлекает к себе большое внимание, которое по праву принадлежит мне. Мне бы еще хотелось, чтобы он разговаривал с людьми, однако может быть это и не лучший вариант.

 

К вечеру оказалось, что день пролетел, а я не сделал и половины того, что намеревался. Завтра надо будет попытаться сделать фотографии и послать их с авиашоу Ошкош-96.

 

На авиашоу в Ошкоше

среда, 7 августа

 

В прошлом году я думал, что авиашоу в Ошкоше не поддается никакому описанию, но вот и в этом году у меня такое же ощущение. Здесь так много можно увидеть, и просто не хватает времени на то, чтобы все посмотреть.

 

На северной стороне аэродромного поля в Ошкоше находится терминал и ангары для обычных нужд аэродрома. Во время авиашоу на этом пространстве стоят самолеты компаний-производителей авиационного оборудования и находится кемпинг для их сотрудников. Здесь также стоят самолеты многих участников шоу.

 

Если направиться на запад вокруг самого конца ВПП, идущей с востока на запад, а потом пройти на восток по другой стороне ВПП, примерно до ее середины, здесь выставлены еще самолеты, изготовленные в заводских условиях, и стоят палатки работников этих предприятий. Эта площадка протянулась в длину на три километра и в ширину здесь стоит около пятнадцати самолетов. Если сравнивать с Австралией, можно сказать, что здесь больше самолетов, чем во всей Австралии...

 

В конце этой линейки стоят военные самолеты, их около 460! Здесь увидишь и «Мустанги» (Mustang), и «Корсары» (Corsair), и T-28, и P-40, и «Авенджеры» (Avenger) фирмы Grumman, и «Скай-рейдеры» (Sky Raider), и «Спитфайры» (Spitfire), и «Си-Фьюри» (Sea Furн), и «МИГи», и «Сейберы» (Saber), и B-17, и бомбардировщики «Митчел» (Mitchell), и северо-американские A-26 – если назвать лишь некоторые из выставленных здесь самолетов. Сюда не включены современные боевые машины, такие как F-15, F-16, A-6 и даже бомбардировщик B­1, который стоит чуть поодаль в этом построении.

 

А если двигаться вдоль машин, выстроившихся вдоль главной ВПП 18/36 (юг-север), то здесь уже начинаются самолеты, построенные по индивидуальным проектам. Даже просто перечисление их типов заняло бы слишком много времени. Здесь было более ста моделей RV, во всяком случае самые широко известные из них, много самолетов типа «Лэнкэр» (Lancair), «Глассэр» (Glassair), «Лонг-Изи» (LongEze), «Вэри-Изи» (VaryEze), T-18, оба типа «Мустангов» (Mustang 1 & 2), «Скайболт» (Skybolt), «Питтс» (Pitts), «Крисчен-Игл» (Christen Eagle), «Стардастер» (Starduster), «Квики» (Quickie), KIS, «Квестэр-Венчур» (Questair Venture), «Фолкоу» (Falcoe), «Барракьютер» (Barracuter), «Белая молния» (White Lightening), SX-300, четыре различных масштабных версии «Мустанга», очень редко встречающийся CP Beryl, а также большое количество самолетов, построенных в одном экземпляре или же прототипов.

 

Дальше вы можете пройти по западной стоянке, где находятся бомбардировщик B­1, а также F-15, F-16, крайне необычной формы «Бумеранг» (Boomerang), F-89 «Скорпион» (Scorpion), «Сьюпер-Констеллейшн» (Super Constellation), A-6, «Хэрриер» (Harrier) и точная копия GB. Там же найдешь и «Сейберы» (Saber), и МИГи, и B-17, F-84, F-100 «супер-Сейбер», C-46 «Коммандер» (Commander) фирмы Curtis, «Москито» (Mosquito), «Комет» (Comet) фирмы Dehavilland – причем это если перечислить лишь немногие из запаркованных там самолетов.

 

Еще дальше на юг начинаются старые модели, и здесь можно видеть, наверное, самые рафинированные примеры реставрации самолетов. Например «Уэйко» (Waco) всех видов, «Парасоул» (Parasole) фирмы Davis, «Муни-Майтс» (Moony Mites), «Спартин-Игзекьютив» (Spartin Executive), «Сьюпер-Эрроу» (Super Arrow) компании Dehavilland, «Стейджервинг» (Stagerwing) фирмы Beechcraft, все модели фирмы Navions, ранние экземпляры моделей фирмы Cessnas, в том числе довоенный «Эрмастер» (Airmaster), модели ST фирмы «Райэн» (Ryan), «Монокуп» (Monocoups) и многие другие, которых я даже не смог узнать.

 

За классическими моделями и современными самолетами следовали сверхлегкие и вертолеты, которые группировались все около собственной короткой взлетно-посадочной полосы, к западу от основной ВПП. В этом месте было много интересных летательных аппаратов, от старинных сверхлегких самолетов до самых новых разработок.

 

За этим разделом выставки к югу, еще на целый километр, простирались фургоны индивидуальных участников и их самолеты.

 

Примерно в десяти километрах от главного аэропорта, на озере, находилась база гидросамолетов и амфибий, и там было около 150 самолетов, от модели «Уэйко» (Waco), изготовленной в 1920-е годы, до Cessna Caravan на поплавках. Интересно, что ремонт-реставрация модели «Уэйко» была завершена в тот день, когда она вылетела в Ошкош. Так что свой первый взлет после ремонта этот гидросамолет сделал с тележки, а первая посадка на воду произошла уже здесь, в Ошкоше, после двух с половиной часов полета.

 

В углу между двумя ВПП, за выставленными самолетами, находится площадка для Fly Market где находятся изготовители летательных аппаратов. Только здесь, на этой площадке, самый ярый противник самолетов провел бы, полностью заинтригованный, и полный день и больше. А если вы любите самолеты, то потеряться здесь можно было на раз.

 

Если двинуться отсюда на юг, то там во множестве зданий можно найти сотни выставочных стендов, на которых показывают все возможное, от произведений искусства, связанных с авиацией, до последних новинок в технологии получения стекла для фонаря пилотной кабины. Настоящие авиаторы способны провести здесь целую неделю и даже дольше, так что могли бы и не попасть на основную выставку самолетов.

 

Есть еще музей EAA, он расположен к югу от западного конца ВПП Восток-Запад, и даже для тех, кого не интересуют самолеты, это невероятно интересное место. Для меня это, пожалуй, вообще самое интересное место в Ошкоше, однако так уж получается, что мне сложнее всего выбрать время пойти сюда.

 

В целом, авиашоу в Ошкоше невероятное, изумительное событие для любого человека, и хотя я уже дважды тут побывал, мне на самом деле еще только предстоит по-настоящему ознакомиться с ним.

 

Шоу в Ошкоше завершилось

вторник, 12 августа

 

Ну вот, авиашоу прошло, теперь до него еще целый год, и аэропорт опустел, остались только «призраки» этого события – на траве еще сохранились отпечатки тех мест, где была стоянка самолетов. Можно подумать, что вы мигом перенеслись в какую-то совершенно другую точку земного шара.

 

Смотреть, как разлетаются самолеты по окончании авиашоу – это само по себе великолепное зрелище. Улетающие самолеты становятся с очередь на ВПП и на одной из рулежных дорожек, они стоят парами, и при этом от направления вылета зависит, на какой стороне стоит самолет. С одной ВПП могут взлетать до четырех самолетов одновременно, причем следующая волна на вылет приходит всего через несколько секунд. Только так удается за очень короткое время справиться с вылетом столь огромного количества самолетов.

 

Теперь бродить по тем местам, где стояли все эти самолеты – дело довольно грустное: это словно все твои друзья улетели и ты остался один.

 

Одним из по-настоящему крупных зрелищ во время авиашоу в Ошкоше является показ фигур пилотажа. Эскадрилья под названием «Северное сияние», пожалуй, показала лучшее из всего, что я когда-либо видел в этой области. Просто захватывает дух от четкости и слаженности их действий. Они, насколько я понял, на будущий год привезут эти демонстрационные полеты в Австралию. Очень хочется надеяться на это.

 

Всегда вызывает восторг Боб Хувер, который пилотирует свой Shrike Commander, смотреть на его полет большое удовольствие. Точная модель самолета «Джи-Би» (GB), который пилотирует Дельмар Бенджамин, выглядит в небе совершенно неправдоподобной: понятно, что такая конструкция не должна летать, однако она летит и еще как летит!.. Я лично мог бы часами наблюдать за полетом «Джи-Би». Шон Таккер пилотирует свой особенный и неповторимый Pitts Special, а еще летит в своих Cap10B группа French Connection, летит Пэтти Уэгстэф на своей Extra 300S, Джин и Черил Литтлфилд показывают номер с выходом на крыло летящего самолета, Уэйн Хэнди выступает с различными акробатическими фигурами на разных летательных аппаратах и Бобби Йонкин в своем «Твин Бич» – вот лишь некоторые из наиболее выдающихся номеров, которые показывают на авиашоу его многие участники.

 

Когда проходишь по зданиям, где проходит выставка оборудования, и разглядываешь различные стенды, это всегда очень интересно и на это уходит очень много времени. Существует очень много прекрасных новых разработок и новых вариаций на старые темы. Вот мое внимание привлекла новая система зажигания, выпущенная компанией Lightspeed Engineering. Она работает гораздо лучше прежней системы, очень проста в установке и в то же время обладает всеми преимуществами электронного зажигания. Кислородные системы компании «Маунтен-Хай» (Mountain High) с каждым годом уменьшаются в размерах и работают дольше на меньших количествах кислорода. Очень интересные были выставлены образцы оборудования для различных аспектов аварийных ситуаций и ведения спасательных работ – все они свидетельствуют об улучшении конструкций и использовании новых идей. А всякий раз, когда я интересуюсь, что нового предлагают фирмы, производящие устройства поиска и обнаружения для аварийных ситуаций, оказывается, что эти локаторы стали еще меньше и еще мощнее. Также и новые модели оборудования GPS фирмы Garmin – они произвели на всех отличное впечатление, в чем я и не сомневался.

 

Одна только одежда, имеющая отношение к авиации, может на много часов привлечь внимание посетителя, потому что на прилавках есть все, от футболок до летных курток из кожи. На некоторых прилавках предлагалась самая невероятная вышивка, и по цвету и по сюжетам. А еще где-то вас могли обмерить, чтобы сразу же, в вашем присутствии, подогнать вам по размеру и по цвету любое подходящее для вас и для вашего самолета изделие, все, что вы пожелаете выбрать.

 

Большинство крупных авиационных компаний представлены в Ошкоше на стендах, размеры которых бывают от очень маленьких до огромных, причем они вовсе не отражают размеры и значение компании. Производители самолетов присутствовали на этом авиашоу и предлагали любые летательные аппараты, от реактивных самолетов до учебно-тренировочных комплексов. На шоу в Ошкоше очень часто объявляют о выпуске новой модели, а иногда и возобновлении выпуска старых моделей. Так, однажды, помнится, заявили о возобновлении выпуска модели, которой было сорок лет! В принципе, если вы что-то не смогли найти в Ошкоше, тогда этого просто нет на свете...

 

Поскольку большинство участников шоу улетели, я перегнал свой самолет в ангар EAA, поскольку был готов проделать профилактические работы, которые необходимо совершить до начала обратного перелета в Австралию. Передвигаться по полю среди таких самолетов, как B-17, Mustang, Corsair, Dehavilland Mosquito и Comet для меня редкостная привилегия. Но, вообще говоря, мой самолет практически растворяется, его почти не заметно в их присутствии...

 

В прошлом году я как раз занялся профилактикой своего самолета, как один из добровольных помощников для EAA решил устроить себе остановку сердца – короче, у него приключился инфаркт, и по счастью неподалеку от того места, где я работал. Мне удалось привести его в себя и потом его доставили в ближайшую больницу, однако я не был слишком уверен в его шансах на выживание. Позже, когда я уже вернулся домой, я получил письмо от Фрэнка, в котором говорилось, что он выздоровел. На этот год я смог увидеться с Фрэнком и его женой Элизабет – событие, которого я никак не ожидал. В этом году Фрэнк явно куда лучше себя ведет, чем в прошлом. И вот теперь, по окончании авиашоу в Ошкоше, и Фрэнк и Элизабет заботятся обо мне и балуют меня, как могут.

 

В прошлый четверг Фрэнк сказал Полу Поберезени (основателю EAA), что я хотел бы прокатиться на его «Мустанге», и вот в пятницу Пол пригласил меня покататься на его самолете – это большая честь для меня. Вот это было приключение! Позже в тот же день, когда я закончил смену масла в своем самолете, я осмотрел B-17. Мне трудно выразить свои эмоции, когда я, как в этот раз, вижу собственными глазами, каково это было – воевать в таком самолете... В этом самолете так тесно, в нем так мало брони – и все же молодые люди с минимумом летного опыта отправлялись на войну, зная, что треть из них не вернется домой... Это страшно, это очень трудно понять и это вызывает восхищение. А после B­-17 я посидел в «Корсаэйре» - ах, если бы они только оставили для меня ключи... «Корсэйар» был бы для меня самым любимым истребителем времен Второй мировой войны, поэтому хотя бы возможность побыть немного в его кабине стала для меня достойным завершением этого незабываемого дня, еще одним замечательным событием.

 

Этот уик-энд я проведу у Фрэнка и Элизабет, прежде чем вылечу из Ошкоша (N43 59.0 W088 33.4) в Пеорию (N40 39.8 W089 41.6), на следующий участок пути вокруг света.